Как бороться с парковкой во дворе

Машинам здесь не место

Как бороться с парковкой во дворе

Можно ли заставить водителей платить за хранение автомобилей во дворе и как избавиться от лишнего транспорта, который заполняет придомовую территорию

Типичный двор российской многоэтажки: машины расставлены вдоль каждого дома ( Наталья Гарнелис/ТАСС)

Автомобили или пешеходы. Рано или поздно к этому противостоянию приходит любой двор многоэтажного дома. Современная застройка Москвы и других крупных городов России такова, что места и тем и другим обычно не хватает.

В результате припаркованные автомобили захватывают сначала проезжую часть, затем тротуары, а в особо запущенных случаях даже газоны около дома. У обычных жильцов просто не остается места для прохода, а двор теряет свою общественную функцию.

Место для прогулок и занятий на открытом воздухе превращается в хранилище автомобилей.

Застройщики новых домов в Москве начали бороться с засильем личного автотранспорта с помощью архитектуры.

Получившая распространение концепция двора без машин подразумевает, что автомобили физически не могут въехать во двор, огороженный высоким бордюром либо забором.

Такие дворы действительно достаются жителям: здесь обустраивают детские площадки, беговые дорожки и другую инфраструктуру для пешеходов.

У жителей вторичного фонда зачастую нет такой роскоши. Изгнание автомобилистов из собственного двора становится сложной задачей, которую невозможно решить в одиночку. Редакция «РБК-Недвижимости» узнала у юристов, что нужно сделать, чтобы защитить свой двор от оккупации машин и попробовать ввести платную парковку рядом с собственной многоэтажкой.

Откуда берутся машины

Очевидным источником автомобилей во дворах являются сами жители многоэтажек. В отдельных районах Москвы к ним присоединяются и сотрудники окрестных офисов. «Люди ищут любое местечко, где можно поставить машину, в том числе во дворах жилых домов. Это приводит к тому, что жители страдают из-за автомобилей работников организаций, расположенных поблизости», — рассказал юрист Сергей Тарасов.

В некоторых случаях жители отстаивают места во дворе силовым методом — установкой особых механизмов, которые препятствуют заезду машин на определенную территорию. Самовольный монтаж подобных устройств противоречит закону, предупредил Тарасов.

«Водителям непозволительно резервировать места для стоянки. Запрещается занимать парковочные места, обозначенные дорожной разметкой и знаками, предназначенными для категорий льготников.

Нельзя нарушать границы отведенного для парковки места», — перечислил юрист существующие ограничения.

Автомобили традиционно занимают значительную долю внутридворового пространства ( Валерий Матыцин/ТАСС)

Как и на что можно повлиять

Борьбу с избыточным количеством автомобилей около дома нужно начать с выяснения всей информации о собственнике земельного участка рядом с многоэтажкой, советуют юристы, опрошенные «РБК-Недвижимостью».

«Дворы жилых домов в подавляющем большинстве случаев включены в так называемую придомовую территорию.

В статье 36 Жилищного кодекса установлено, что они принадлежат на правах общей долевой собственности собственникам помещений в данном жилом доме», — заявил ведущий юрист Европейской Юридической Службы Никита Захаров.

Несмотря на то что жильцы дома являются формальными совладельцами земли у дома, собственники квартир не вправе устанавливать плату за парковку в своем дворе, уточнили юристы.

«Данное требование закреплено в Жилищном кодексе, где говорится, что собственникам жилых помещений должен быть обеспечен доступ к земельному участку (территории двора), на котором расположен многоквартирный дом, — рассказал Тарасов.

 — Требовать внесения дополнительной платы за такой доступ неправомерно, поскольку бремя расходов на его содержание включается в плату, вносимую собственниками (либо в форме платежей и взносов члена ТСЖ, либо в форме внесения платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с договорами)».

Впрочем, это рассуждение относится только к возможности взимания платы с жильцов прилегающего дома: прямого запрета на взимание платы со сторонних автомобилистов, которые заехали в чужой двор, здесь нет.

«В законе обозначена правовая конструкция под названием «парковка общего пользования».

Соответственно, платная парковка — это одна из ее разновидностей и может быть организована собственником в любом месте, где существует парковка общего пользования», — считает управляющий партнер юридического бюро Heads Consulting Александр Базыкин.

Кто вправе вводить плату за парковку

Превратить внутридворовую территорию в платную парковку способна только городская администрация, считает управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский.

«Для отнесения территории к платной парковке мэрия должна принять муниципальный нормативно-правовой акт, провести технические мероприятия во дворе и внести парковочные места в специальный реестр, — разъяснил Старинский.

 — Для того чтобы все эти мероприятия были произведены, жильцы могут обратиться к чиновникам с соответствующим заявлением».

«Размещение парковок на внутридворовых территориях возможно по правилам субъектов РФ и муниципальных НПА (нормативно-правовых актов), — убежден Александр Базыкин.

 — На сегодняшний день законодательство и практика введения платных парковок на придомовых территориях нова.

Четкого урегулированного механизма, который позволит конкретному гражданину добиться введения платной парковки во дворе собственного дома, пока нет».

Если владельцем земельного участка под домом является правительство Москвы, то оно может принять муниципальный НПА, в соответствии с которым вводится плата за парковку у дома, указали в Heads Consulting.

«Можно предположить, что граждане вправе самостоятельно обращаться в мэрию с инициативой введения платных парковок во дворе собственного дома.

Насколько это действенно — сложно судить в силу отсутствия сложившейся практики по данному вопросу», — резюмировал Базыкин.

Альтернативные способы

Если добиться введения платной парковки во дворе не получилось, у жителей остается план Б — шлагбаум.

Такое заграждение сможет отсечь посторонних автолюбителей, однако не защитит людей от собственных соседей, которые решат оккупировать огороженную территорию личным автомобилем.

«Во дворе дома можно организовать парковку для жителей дома, но не платную, — подтвердил Сергей Тарасов. — Она будет рассчитана только на жильцов этого дома и принадлежать собственникам домовладения».

Намного проще добиться введения платной парковки за пределами двора — на улицах, которые примыкают к жилым домам.

«Введение платной парковки не требует проведения публичных слушаний, поскольку не является планировочным решением», — разъяснил Александр Базыкин.

«Нужно обращаться либо к муниципальным, либо региональным, либо федеральным властям — в зависимости от того, в чьей собственности находится территория», — добавил Владимир Старинский.

Рядом с современными новостройками обычно возводят многоуровневую парковку, однако многие все равно предпочитают оставлять машины у подъезда — это просто и бесплатно ( ТАСС/ Руслан Шамуков)

«Хотя решение об организации платной парковки в Москве формально принимает столичное правительство, фактическую необходимость введения таких парковок определяет Центр организации дорожного движения (ЦОДД), — рассказал Никита Захаров из Европейской Юридической Службы.

 — Затем ЦОДД вносит в правительство соответствующие предложения по вопросу платных парковок.

Отметим, что в той или иной форме заставить правительство Москвы ввести платную парковку невозможно — соответствующее решение принимается в каждом конкретном случае индивидуально, исходя из анализа дорожной ситуации на конкретной улице и в конкретном районе».

«Для положительного решения данного вопроса жителям дома необходимо обращаться в ЦОДД (это можно сделать как через их официальный сайт, так и лично) с предложением об организации платных парковок, — посоветовал Захаров.

 — В обращении стоит обосновать, почему введение такой парковки является необходимым. Кроме того, обращения лучше делать коллективно, чтобы продемонстрировать, что этот вопрос затрагивает интересы не одного гражданина, а всех жителей дома и района».

Также обращение можно оставить на сайте транспортного комплекса Москвы.

Ранее ЦОДД неоднократно вводил платные парковки в отдельных районах Москвы по просьбам жителей, а в 2014 году пообещал расширять охват платных парковок, если этого потребуют горожане. Система работает: в 2015 году стало известно о появлении первых участков платной парковки за МКАД благодаря инициативе местных жителей.

Источник: https://realty.rbc.ru/news/591c4e979a794740789cb799

Парковка у подъезда многоквартирного дома: какие нормы закона нарушаются и как привлечь соседа к ответственности?

Как бороться с парковкой во дворе

– Живу в многоквартирном доме старого типа. И у нас часто проблема с парковками – по вечерам приходится искать себе место. А некоторые хитрые жители ставят свои машины прямо возле входа в подъезд и очень этим мешают! Есть ли какие-то законные способы, чтобы можно было с ними справиться?

– Парковка личного автотранспорта возле подъезда жилого дома запрещена, так как это может стать причиной причинения неудобств жильцам подъезда из-за необходимости обходить припаркованное транспортное средство.

Однако можно ставить транспорт, включая личный крупногабаритный, на временную стоянку – например, для загрузки вещей или посадки и высадки пассажиров, то есть в том случае, если машина оказалась возле подъезда на непродолжительное время.

Какие нормы законов нарушаются при парковке возле подъезда

В случае парковки автомобиля возле подъезда нарушаются следующие нормативные акты:

Можно ли определить порядок парковки на придомовой территории на собрании жильцов дома

Для того чтобы определить порядок парковки на придомовой территории, необходимо собрать собрание собственников помещений в этом доме. Причем речь идет не о жильцах, а именно о собственниках помещений из-за возможного различия в правовых статусах этих людей.

На собрание выносится вопрос о необходимости установки дорожных знаков «Жилая зона», «Остановка запрещена» и «Стоянка запрещена».

Результаты ания оформляются в виде протокола, который потом направляется в ответственную за установку таких знаков организацию.

В том случае, если такие знаки будут установлены, парковаться всем придется только на выделенных местах, а в случае нарушения этого правила придется платить штраф.

Куда можно пожаловаться на нарушение парковки

Воздействовать на автовладельца, паркующего свой автомобиль возле подъезда, можно административными мерами:

  • обратиться в администрацию муниципального образования или субъекта федерации в специальное подразделение, которое занимается незаконными парковками и их устранением;
  • через официальный сайт Государственной инспекции по безопасности дорожного движения или специальное приложение направить информацию о том, что имеется нарушение правил дорожного движения в виде неправильной парковки;
  • в пожарную инспекцию, если подобная парковка может создать угрозу противопожарной безопасности населения многоквартирного дома.

Заявления следует подкреплять обязательными фото- или видеодоказательствами, так как это позволит подтвердить составленную жалобу и не получить наказание самому за ложное сообщение о правонарушении.

Если нарушения фиксируются в одном квартале, включающем в себя несколько многоквартирных домов, можно обратиться в администрацию города или муниципального образования либо субъекта с коллективным заявлением от жителей такого квартала о необходимости установки знаков «Жилая зона», чтобы получить право наказания нерадивых жильцов с использованием мер Кодекса об административных правонарушениях по статье 12.28 о наказании за нарушение Правил дорожного движения, установленных для жилой зоны.

Меры воздействия на нарушителя

На основании положений указанной выше статьи Кодекса об административных правонарушениях, если было зафиксировано нарушение правил дорожного движения, определенных в Главе 17 применительно к придомовой территории (то есть на основании пункта 17.4),то на нарушителя может быть наложен штраф в размере 1500 рублей. А если такое нарушение было совершено в Санкт-Петербурге или в Москве, то размер штрафа будет в два раза больше – 3000 рублей.

Назначение такого штрафа происходит за каждый выявленный факт нарушения.

Если на региональном уровне установлены своими законами об административных правонарушениях штрафы за парковку именно возле подъездов, то наказание будет назначаться не по федеральному Кодексу, а по региональным нормам.

Если автомобиль не просто припаркован у подъезда, чем были созданы сложности жильцам дома, но и перекрыл проезд другому транспорту, то на владельца этого автомобиля может быть наложен штраф в соответствии с частью 4 статьи 12.

19 Кодекса об административных правонарушениях. Штраф будет равен 2000 рублей, а на автолюбителей, нарушивших закон в Москве и Санкт-Петербурге он будет налагаться в размере 3000 рублей.

Штраф назначается так же за каждый выявленный случай.

Если основанием для наложения штрафа является нарушение положений абзаца 9 части 12.4 Главы 12 Правил дорожного движения, то штраф будет налагаться на основании части 4 статьи 12.16 Кодекса об административных правонарушениях и будет равен 1500 рублей, а для Москвы и Санкт-Петербурга это значение будет равно 3000 рублей.

Таким образом, наиболее действенным способом наказания любителей парковаться возле подъезда надолго является административный штраф, который может быть выписан ему по жалобе жителей такого дома.

Штрафы в зависимости от нарушений могут разниться по размерам.

На сегодняшний день жалоба в уполномоченные органы с заявлением о нарушении и доказательствами его совершения является единственным законным способом борьбы с любителями неправильной парковки.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/transport/parkovat-mashinu.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.